Действия заемщика, попавшего в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) на авто, являющемся залогом по кредиту, будут зависеть от наличия страховки. КАСКО и ОСАГО. Обременение машины вводит еще одного участника ситуации. Им является банк. Помимо виновника, пострадавшего, ГИБДД и страховой компании.
Нюансы при ДТП на залоговом авто, связанные с кредитом
- Внесение ежемесячных платежей является обязательным. Независимо от варианта получения компенсации. В некоторых случаях перечисление средств из страховой может затягиваться на несколько месяцев. В течение этого периода заемщик все равно обязан погашать долг в соответствии с установленным графиком. Иначе возникает просрочка со всеми вытекающими последствиями.
- При отсутствии возможности получения компенсации долг все равно приходится возвращать. Тотальное ДТП и невозможность восстановления залогового авто на это не влияет. Банк имеет право обратиться в суд для получения решения о принудительном взыскании долга. На его основе возбуждается исполнительное производство, в процессе которого могут изъять не только залог, но и другое имущество должника. Сказать: «забирайте разбитый автомобиль, и я вам ничего не должен» не удастся.
Стандартные действия
- Как только произошло ДТП, сразу же вызываются сотрудники ДПС. Скрываться с места происшествия ни в коем случае нельзя. Также запрещено перемещать автомобили и предметы, находящиеся на участке дороге.
- Уведомляется страховая. Независимо какой тип страховки оформлен. КАСКО или ОСАГО. Каждый водитель самостоятельно звонит в свою компанию. Номер телефона указан на полисе. В некоторых случаях представитель страховой сразу приезжает на место ДТП. Осуществляется предварительная оценка ущерба.
- В случае причинения физического вреда людям, необходимо вызвать скорую и по возможности предоставить неотложную медицинскую помощь. При отсутствии данного факта обратитесь к окружающим. Возможно, кто-то видел момент аварии. Сможет быть свидетелем. Произведите фото фиксацию ДТП со всех возможных ракурсов. Сфотографируйте на смартфон или другое личное устройство причинений ущерб.
- По прибытию, сотрудники ДПС фиксируют положение машин, составляют схему ДТП, берут пояснения от его участников и т.п. Все действия производятся для дальнейшего выявления виновника нарушения.
- После составления всех документов и проведения необходимых процедур, участники ДТП разъезжаются. В случае невозможности самостоятельного передвижения машины, вызывается эвакуатор. Его услуги оплачивает владелец авто.
- Уведомление банка о ДТП. Возможно, потребуется фото фиксация повреждений залога. Выполняется сотрудником кредитора.
- Передача документов в страховую компанию. Необходимо выполнять в максимально короткие сроки. Независимо по КАСКО выполняется процедура или ОСАГО.
- Получение компенсации. Может производиться одним из трех вариантов. В зависимости от ситуации.
Все вышеуказанные действия обязательны к выполнению при любом повреждении кредитного автомобиля. По двум причинам:
- Нет смысла тратить собственные средства, если ущерб можно возместить за счет страховой компании.
- Кредитор всегда должен быть осведомлен о ситуациях, снижающих стоимость залога. Также о действиях, предпринимаемых залогодателем для их устранения.
Эти нюансы важны всегда. Неважно, было тотальное ДТП или просто мелкая царапина. Даже наличие франшизы по КАСКО не отменяет вышеуказанные требования. Оценивает ущерб страховая. Заемщик не может знать, сколько точно будет стоить удаление возникшего дефекта лакокрасочного покрытия машины. Возможно, нюансы царапины увеличат стоимость работ, и франшиза действовать не будет.
Основные отличия для клиентов, располагающих разными страховыми полисами, будут только в 6 и 7 пунктах инструкции. На первый взгляд нюансов не много, но они очень важны.
При наличии оформленного договора КАСКО
Клиент предоставляет в страховую компанию обязательно следующие документы:
- Заявление на возмещение причиненного ущерба. Бланк предоставят в страховой по первому требованию. Сотрудник компании поможет его грамотно заполнить.
- Полис и/или договор КАСКО.
- Свидетельство о регистрации транспортного средства. Оригинал ПТС, который также принимается страховыми компаниями, зачастую находится на ответственном хранении в банке.
- Водительское удостоверение человека, управлявшего автомобилем в момент ДТП.
- Оригинал справки о ДТП от ГИБДД (форма № 154). Составляется сразу же на месте происшествия. В экстренных случаях может выдаваться в течение суток после ДТП на посту ДПС или подразделении ГИБДД.
- Дополнительные документы, если они составлялись в процессе оформления происшествия. Например, копия протокола об административных правонарушениях, результат медицинского освидетельствования и т.п.
Данный комплект передается в страховую компанию в течение 5 дней после ДТП. Поэтому стоит основные документы всегда держать в подготовленном состоянии. Например, в автомобиле, либо месте пребывания. Комплект останется дополнить справками от ГИБДД и предоставить страховой. Соответственно, выполнить все можно в день происшествия.
Выплата компенсации
По КАСКО может применяться два варианта выплаты компенсации:
- При незначительных неисправностях, которые можно устранить. Зачастую страховая перечисляет денежные средства СТО, которая выполняла работы, по счет-фактуре. Более редко – деньги выдаются на руки клиенту для оплаты ремонта.
- В случае тотального ДТП деньги направляются в банк. За их счет производится полное погашение кредита. Процесс проходит без участия заемщика. В договоре страхования изначально указан выгодополучатель банк.
При невозможности восстановления машины клиент фактически остается без авто и без денег. В то же время важно, что и задолженности у него перед банком никакой не будет.
При отсутствии КАСКО
Необходимо использовать обязательное страхование – ОСАГО. Его удастся применить только в случае невиновности заемщика в ДТП. То есть по стандартной схеме возмещения причиненного ущерба третьему лицу, которым выступает владелец залогового авто. Для этого необходимо передать в страховую компанию виновника происшествия:
- Свой общегражданский паспорт;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Справку по форме № 154 и дополнительные документы, при их составлении, из ГИБДД.
Выплата компенсации
Деньги перечисляются страховой виновника ДТП на счет пострадавшего. Последний снимает данные средства и может направить их по собственному усмотрению:
- На полное или частичное досрочное погашение
кредита; - На ремонт автомобиля.
В данном случае банк, фактически, не контролирует оборот средств, полученных за счет компенсации. Выгодополучаетелем по ОСАГО является третье потерпевшее лицо. В данной схеме – заемщик. Он в итоге и принимает решение о направлении денег.
При недостаточности ОСАГО
Если максимальной суммы по ОСАГО 400 000 рублей недостаточно для полного покрытия ущерба, остаток денег взыскивается напрямую с виновника ДТП в судебном порядке. Страховая после выплаты компенсации не является ответственной. Поэтому подготавливается определенный комплект документов. Составляется иск. Ответчиком в нем выступает виновник ДТП. Передается в суд. Для этого процесса стоит заручиться поддержкой профильного юриста.
Заемщик – виновник ДТП
Данный вариант исключает возможность получение компенсации. КАСКО отсутствует. По ОСАГО ущерб возмещается только третьему лицу, не виновному в ДТП. Соответственно, получить какие-либо средства не получится. Придется самостоятельно ремонтировать автомобиль. Либо вовсе остаться без машины, при невозможности ее восстановления.
Также никто не отменяет необходимость погашения долгового обязательства. Избежать подобную ситуацию можно одним путем – оформлять договор КАСКО при получении автокредита. Причем в большинстве случаев наличие данного страхования значительно уменьшает процентную ставку по займу.
Источник
Мало кто из нас в процессе выбора и приобретения нового автотранспортного средства думает о том, что может попасть на нем в серьезное дорожно-транспортное происшествие.
Но статистика свидетельствует об обратном. Анализируя ее данные, можно прийти к выводу, что количество аварий, даже с участием очень опытных водителей, неумолимо возрастает.
И довольно часто, в результате дорожно-транспортных происшествий, автомобили приходят в полную негодность и не подлежат восстановлению.
В таких случаях, выплат, которые производятся в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности, будет недостаточно для того, чтобы покрыть понесенный в результате аварии ущерб. И если вы приобретаете себе новую и дорогую машину, задумайтесь о том, чтобы застраховать ее по КАСКО.
Наибольшую обиду вызывает ситуация, при которой несовместимые с ее дальнейшей эксплуатацией повреждения получает машина, купленная вами в кредит, за который вам еще предстоит расплачиваться не один год.
Что делать, если кредитный автомобиль разбит
В процессе оформления кредита на покупку автотранспортного средства, банки самыми разными способами принуждают своего клиента оформить на приобретаемый в рамках данного кредита автомобиль, договор страхования по КАСКО.
Разумеется, большинству такая процедура не нравится. Ведь стоимость полиса КАСКО в разы превышает цену ОСАГО, и может составлять порядка 10% от той цены, за которую была приобретена автомашина.
Но в случае попадания в аварию, отказ от КАСКО обойдется вам значительно дороже. Это будет как раз тот случай, когда скупой заплатит дважды.
Отдельно отметим, что те банки, которые готовы предоставлять кредит для приобретения автомобиля, и не требуют оформления на него КАСКО, обычно значительно повышают процент по такому кредиту, в сравнении с другими банками.
Что делать, если кредитная машина разбита?
Если вы, управляя купленной в кредит машиной, попали в дорожно-транспортное происшествие, первое, что вам необходимо сделать – это связаться со страховой компанией, в которой данное автотранспортное средство застраховано, и сообщить им о случившемся.
Когда на место аварии прибудут сотрудники ГИБДД, уделите особое внимание тому, чтобы они зафиксировали все повреждения, которые в результате произошедшего получила ваша автомашина.
После того как составление документов будет завершено, не забудьте истребовать у инспектора ГИБДД все необходимые справки.
По факту произошедшего, страховая компания, в которой вы страховали свой автомобиль, осуществит оценку того ущерба, который был ему причинен, и определит, возможно ли его восстановление.
Если полученные от страховщиков результаты вас не устроят, то обращайтесь к независимым экспертам, которые проведут оценку и подготовят для вас независимое заключение, в котором укажут стоимость причиненных вашей машине повреждений и то, подлежит ли она восстановлению.
Отдать или оставить?
В случае если оценка, которую произвела страховая компания, вас устраивает, то вам остается решить, как поступать с тем, что когда-то было вашей машиной.
От того, какое решение вы примете, будет непосредственно зависеть величина компенсации, которую заплатят вам страховщики.
Здесь существует два возможных варианта:
- если вы получаете останки своей автомашины и самостоятельно занимаетесь их реализацией, в этом случае, страховая компания выплатит вам установленную компенсацию, из которой вычтет ту сумму, в которую было оценено то, что осталось от вашей машины;
- второй вариант предполагает, что то, что осталось от вашего автотранспортного средства, переходит в собственность страховой компании, и она самостоятельно занимается ее реализацией. В этом случае, вам будет выплачена компенсация в том размере, который был предусмотрен заключенным вами договором КАСКО.
Выбирая, каким из вариантов воспользоваться, ориентируйтесь на то, в какую сумму страховщики оценили останки вашей машины.
Отдельно отметим, что подписывать соглашение, в котором будет определен конкретный вариант, не стоит до того момента, пока вы не увидите результаты оценки. Только узнав, в какую сумму оценили то, что было вашей машиной, вы сможете сделать обоснованный выбор.
Существует множество станций технического обслуживания, которые готовы купить оригинальные, хоть и бывшие в употреблении, запчасти по весьма разумной цене. Если оценка, проведенная страховой компанией, выдала небольшую стоимость, то имеет смысл самому заняться реализацией останков автомашины.
Что получает банк?
В соответствии с трехсторонним контрактом, который заключается между гражданином, страховой компанией и банком, выгодоприобретателем, в случае уничтожения автотранспортного средства, признается банк.
Когда вопрос о том, кто будет заниматься реализацией останков, некогда являвшихся вашим автомобилем, найдет свое решение, страховая компания перечислит банку полагающиеся в соответствии с договором страхования денежные средства. Они поступят на ваш кредитный счет и пойдут на погашение оставшейся задолженности.
До того момента, когда страховая компания перечислит полагающуюся вам компенсацию в банк, ни в коем случае не прекращайте осуществление выплат по кредиту.
Они должны осуществляться в соответствии с графиком платежей. Поскольку на выплату компенсации может уйти достаточно много времени, то прекращение платежей по кредитному договору будет воспринято банком как его нарушение, и вам, помимо основного долга, придется выплатить соответствующие штрафы и пени.
В случае, когда вы уже погасили часть кредита, и страховая премия превысила его остаток, подайте в банк заявление о досрочном погашении кредита. При этом оставшийся излишек, банк будет обязан вернуть вам.
Сложности при ДТП с кредитным авто
Проблема первая — ознакомление со страховым договором
К сожалению, у многих наших сограждан есть весьма негативная привычка – подписывать документы, не читая. Случаи, когда гражданин, перед тем как подписать какой-либо договор, тщательно изучит его, особенно, если он объемный, очень редки.
И этим активно злоупотребляют банковские и страховые организации. Они специально используют минимально допустимый законом шрифт для набора текста договоров, и делают их максимально длинными и трудно читаемыми.
В результате многие при обращении в страховую компанию сталкиваются с весьма неприятными сюрпризами.
Чтобы избежать такой ситуации, внимательно изучите документы, которые предлагает вам подписать страховая компания. Помните, что страховой полис тоже является договором. Именно в нем устанавливается порядок оценки причиненного вашей автомашине ущерба и выплаты соответствующих компенсаций.
Так что данная проблема возникает еще задолго до того, как вы попадете в аварию. Помните, что хотя условия, предлагаемые страховыми компаниями, весьма похожи, каждая из них вносит свои нюансы, которые позволяют уклониться от выплаты вам компенсации и не признавать некоторые случаи в качестве страховых.
Также у каждой страховой компании выработан свой подход к тому, по каким критериям признавать автомобиль не подлежащим восстановлению. Обычно, таким критерием выступает стоимость работ по его ремонту и восстановлению. И тут надо быть весьма внимательным.
Рассмотрим на конкретном примере. Вы хотите застраховать по КАСКО автомобиль стоимостью в 1 млн. руб. У одной страховой компании максимальное значение затрат на ремонт, после которого автомобиль признается неподлежащим восстановлению, составляет 600 тыс. руб., а у другой – 800 тыс. руб. Естественно, что выгоднее выбрать ту компанию, у которой данное пороговое значение ниже.
Конечно, в процессе покупки нового автомобиля и оформления всех сопутствующих документов, никто не хочет задумываться о том, что может попасть в аварию, в результате которой автомобилю будет причинен столь значительный ущерб, и соглашаются на любые предложенные страховщиком условия.
Однако стоит помнить, что достаточно часто автотранспортное средство может получить весьма серьезные повреждения по причинам, которые никак не зависят от водителя. Бывают случаи, когда автомобиль уничтожается прямо на стоянке.
Поэтому прежде чем подписать договор на тех условиях, которые вам предлагает страховщик, внимательно изучите его.
Вторая сложность — это утилизация пострадавшего автомобиля
В отличие от предыдущего этапа, который происходит задолго до попадания в аварию, этот начинается практически сразу после дорожно-транспортного происшествия, в результате которого ваша машина получила повреждения, несовместимые с ее дальнейшей эксплуатацией.
Как только случилась авария, вызовите на место, где она произошла, сотрудников ГИБДД, а также представителей страховой компании, в которой вы застраховали ваше автотранспортное средство.
Когда становится очевидным, что дальнейшее использование машины не представляется возможным, вам необходимо определиться, возможно ли ее отремонтировать.
С этой целью, необходимо узнать, сколько будут стоить работы по ее восстановлению. Отметим, что для определения стоимости ремонта обыкновенный счет, который вам выставят на станции технического обслуживания, не подойдет.
Данный документ будет использован только как основание для проведения оценочной экспертизы, которая установит точную цену ремонтно-восстановительных работ.
Если по итогам такой экспертизы ваша машина приобретет статус металлолома, то в дальнейшем события будут развиваться без особых сложностей. Хотя и могут пойти по нескольким разным путям.
Все дальнейшие действия четко определены в тексте договора КАСКО, который вы заключили со своей страховой компанией. Допустим, что после того, как ваше автотранспортное средство было признано неподлежащим восстановлению, его останки переходят в собственность страховой компании, которая вправе распорядиться ими так, как сочтет нужным.
В этом случае, гражданину будет выплачена полная страховая премия. Из суммы страховой выплаты будет сделан ряд удержаний, которые заранее оговорены в договоре страхования.
Именно данная схема наиболее часто используется при оформлении КАСКО на автомобили, приобретенные на занятые у банка средства. Отметим, что гражданин, купивший автомобиль в кредит, в любом случае обязан полностью исполнить свои обязательства по такому кредиту.
В некоторых случаях, если подобное оговорено в договоре страхования, останки автомобиля остаются в собственности их владельца, а страховая компания выплачивает ему компенсацию, из которой вычитает стоимость таких останков.
Данный вариант весьма сомнителен, поскольку содержит в себе множество подводных камней. Помните, что вся выгода от этого варианта полностью зависит от того, в какую стоимость будут оценены останки вашего автомобиля.
Третья сложность — оценка ремонта и оценка поврежденного автомобиля
Именно этот процесс содержит в себе самое большое количество противоречий и спорных моментов. На этой стадии происходит большая часть различных махинаций.
Это объясняется тем, что оценочная экспертиза проводится по заказу страховой компании, и проводят ее уже хорошо «прикормленные» эксперты. Разумеется, они всегда готовы пойти навстречу страховщикам и указать в своем заключении ту информацию, которая выгодна страховой компании, нанявшей их и оплачивающей их услуги.
Зачастую такие «ручные» эксперты сознательно занижают величину ущерба, причиненного вашей машине и, как следствие, это приводит к снижению страховых выплат, позволяя страховщикам существенно сэкономить.
Кроме того, за счет такого снижения стоимости ремонта, даже превращенный в кусок металлолома автомобиль становится на бумаге вполне ремонтнопригодным.
Если у вас возникли даже малейшие сомнения в результатах экспертизы, которая была проведена нанятыми страховой компанией специалистами, найдите по-настоящему независимых экспертов, которые проведут повторную оценку.
Кроме того, вам не помешают услуги профессионального юриста. Именно он, взяв за основу заключение независимых экспертов, поможет вам защитить ваши законные права и интересы, которые пытается ущемить страховая компания.
Благодаря этому, вы получите от страховой компании все выплаты, которые вам причитаются в соответствии с действующим законодательском РФ и заключенным договором страхования.
Последняя сложность — реализация поврежденного автомобиля
Большой ошибкой будет считать, что на этом этапе не может быть сложностей. Казалось бы, выложил в интернет объявление о реализации битой автомашины и сиди жди покупателей.
Но вряд ли за вашей битой машиной выстроится очередь из желающих ее купить. Так что продажа ее может растянуться на весьма длительный временной промежуток. Да и вряд ли вы сможете выручить за нее много денег.
Источник