На рынке автокредитования наметился подъем. Разворот негативной тенденции зафиксирован в июне, и два последних месяца объемы автокредитов стабильно растут. Однако о положительной тенденции все говорят пока очень осторожно. «Появилась положительная динамика увеличения доли кредитных продаж. В первую очередь это связано с присутствием на рынке привлекательных предложений для клиентов в рамках программ, реализуемых банками и производителями. Второй фактор — это существенное улучшение условий государственной программы автокредитования, — отмечает вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев. — Если говорить об объемах выдачи автокредитов, то, учитывая сохранение на рынке выгодных кредитных предложений и динамики продаж по государственной программе, они могут возрасти на 40% во втором полугодии по сравнению с первым полугодием 2009 года». В Росбанке оживление на рынке автокредитования связывают с возвращением на рынок многих игроков, снижением процентных ставок и либерализацией требований к потенциальным заемщикам. «Если сравнивать с началом года, можно констатировать достаточно существенное «оживление», что в первую очередь связано с определенной стабилизацией общей экономической ситуации, снижением стоимости фондирования для банков, — считает начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка Иван Сысков. — Однако делать долгосрочные позитивные прогнозы все же преждевременно — покупательская способность по-прежнему остается на низком уровне, кредитные риски высокими, так же как и пошлины на ввозимые авто».
Недавний рейтинг РБК выявил просто разгромную картину на рынке автокредитования. Объем выданных автокредитов в первом полугодии 2009 года уменьшился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в шесть раз. Такова статистика двадцатки лидеров этого рынка (см. диаграмму на стр. 1). Число банков-«миллиардеров» по объемам выдачи сократилось с 21 до 9. Многие, даже крупные банки приостановили выдачу автокредитов, оставшиеся игроки практически вдвое сократили объемы. В «отличниках» ВТБ24 и Юниаструм банк, снизившие объемы автокредитования всего на 17 и 24% соответственно. У Сбербанка падение объемов автокредитов по сравнению с первым полугодием 2008 г. — в полтора раза, на 53,71%.
«Объемы продаж автомобилей в мире, и Россия не исключение, упали в текущем году более чем в два раза, а доля сокращения объема продаж авто в кредит была еще более существенной, — констатирует начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева. — По оценкам различных экспертов, в 2008 году в кредит продавалось 70-80% автомобилей, сегодня эта цифра составляет 10-18% от общего объема продаж. С началом реализации весной 2009 года государственной программы субсидирования процентной ставки по автокредитам рынок действительно оживился, но незначительно. К сожалению, программа оказалась не столь востребованной населением, как хотелось бы. Также участники рынка не возлагают особых надежд на недавно запущенную государством программу по выплате «утилизационной премии». Во-первых, в России не развит механизм утилизации старых авто, во-вторых, в России качественно другой сегмент владельцев старых авто (в отличие, например, от стран Европы, где данная программа работает вполне успешно), для которых получение премии в размере 50 000 рублей не будет существенным стимулом, побуждающим к приобретению нового автомобиля».
Сегодня не осталось практически ни одного автопроизводителя, который не разработал бы совместную кредитную программу в партнерстве с банком для стимулирования автопродаж. И сосредоточены они все в десятке банков. В рамках спецпрограмм в среднем ставки составляют 8-9%, рыночная ставка по автокредитам сегодня 20-21%. «Многие банки действительно предлагают ставки, значительно выше предложений банков-лидеров и с учетом пока еще достаточно ограниченного спроса на кредитные ресурсы со стороны заемщиков, их предложения могут не найти своего потребителя», — считает замдиректора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина. Сейчас можно говорить о фактическом переделе рынка автокредитования. «Лидирующие позиции по объемам кредитных продаж по-прежнему занимают государственные банки, чья доля будет продолжать расти за счет действующей программы, предложенной правительством РФ. Также рост объемов выдачи возможен у крупнейших негосударственных банков, которые присоединятся к правительственной программе. Оставшаяся часть от общего объема выданных кредитов отводится коммерческим банкам, предлагающим своим клиентам совместные программы с автопроизводителями», — уверен старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский.
Однако такое положение дел долго не сохранится. «Это временная ситуация, — считает Алексей Токарев из ВТБ24. — Рынок автокредитования исторически характеризовался высоким уровнем конкуренции. Конечно, в текущих условиях многие банки вышли из рынка, однако уже сейчас мы видим, как некоторые банки, нарастив свою ресурсную базу, начинают активизировать продажи автокредитов. Думаю, что ситуация будет постепенно восстанавливаться, а конкуренция усиливаться».
Кстати
Согласно опросу ВЦИОМ за последнее время значительно возросло число россиян, желающих приобрести автомобиль в течение года. В основном покупку авто планируют обеспеченные семьи и те, у кого в семье уже есть более одного автомобиля. Люди стали яснее представлять себе, каким образом они будут расплачиваться за автомобиль. В основном люди собираются покупать машину на собственные средства или в кредит, только каждый десятый — займет деньги у родственников. В кредит, как правило, планируют покупать авто москвичи, петербуржцы и материально обеспеченные семьи. Люди в основном будут покупать новую «иномарку» (28%). Чуть реже в планы россиян входит приобретение подержанной «иномарки» (23%). 22% опрошенных сейчас согласны на новое отечественное авто — в феврале таких ответов было всего 12%.
Источник
Мы были вынуждены создавать свою лизинговую и страховую компанию, так как банки просто перестали кредитовать наших клиентов, а страховые перестали выплачивать возмещение. В то же время, у клиентов сохранялась потребность в кредитовании. Это не наш профильный бизнес, но мы обязаны загружать нашу сеть и продавать автомобили.
В каком объеме готовы банки сейчас кредитовать наших покупателей? На что нам рассчитывать?
Лизинговые компании отмечают, что у них был шанс перехватить инициативу у банков и продвинуть свою услугу на рынок, в то время, когда банки резко перестали кредитовать. Однако, они также столкнулись со сложностями в получении заемных средств и ограничены в возможности снижать стоимость своих услуг. Тем не менее, по данным AUTO-Consulting за 1 полугодие 2009 года на рынке лизинга автомобилей зафиксирован спад числа новых контрактов на уровне 68%. Это меньше, чем падение рынка автокредитов, но спад очень большой.
Таким образом, в период ограничения кредитования, в Украине будут пытаться развивать альтернативные варианты стимулирования покупателей. Но, как отмечали все банкиры, на прошлогодний уровень рынок вернется еще очень не скоро, да и вернется ли?
Автокредиты в автобизнесе – то же, что ипотека на рынке недвижимости: основная движущая сила продаж и инструмент повышения прибыльности. Наверняка, для всех представителей отрасли это утверждение стало аксиомой. Тогда почему же доля продаж с использованием заемных средств по-прежнему остается небольшой?
Мы пережили уже несколько взлетов и падений продаж новых автомобилей, научились чувствовать потребительские настроения – с чего начинается новый позитивный виток и где назревает риск спада. Не так ли? В начале 2000-х бум продаж новых машин начался со специальных программ кредитования. Вспомните ставки по автокредитам: 5% на три года, рассрочка на два года (условия автокредитования на один из брендов в тот момент определи лидера рынка в продажах). Вспомните также провалы в продажах: что тогда было с автокредитами? В 2009 и 2015 годах либо не выдавали автокредиты, либо поднимали процентные ставки до 20-24%. Так что же первично: спрос на автомобили или доступность автокредитов?
Все взаимосвязано. Исследования показывают, что комфортная стоимость владения для самого активного потребителя – поколения Y (миллениалов) – выходит на первый план. Другими словами, если ежемесячные расходы на владение автомобилем устраивают такого человека, то приобретение автомобиля выглядит для него привлекательным. Напрашивается вывод, что рынок приблизительно наполовину зависит от доступности и комфорта автокредитов.
Теперь несколько цифр. Стоимость автокредита (исключая специальные программы) напрямую в банках варьируется в пределах 9,9-16%, а у дилеров – 11,5-18%. При этом просто кредит наличным без залогов и поручительств можно взять под 11,5% годовых. Доля покупок автомобилей в кредит и лизинг на развитом рынке в США – более 90%. Показатель на российском рынке в два раза ниже. Почему такая разница? На этот счет у наших бизнесменов есть несколько мифов:
И все-таки, почему доля автокредитов у нас намного ниже и что тормозит наш рынок?
Внутренние процессы и скрипты в автобизнесе
Давайте подумаем, имеет ли смысл потребителю в принципе покупать автомобиль за наличные?
Автомобиль – это дорогое и важное приобретение, но в отличие от недвижимости он крайне быстро теряет стоимость. Такое приобретение нет смысла покупать за полную сумму, вкладывая свои средства, так как через два-три года остаточная стоимость этого товара будет на 50% меньше и владелец половину своих накоплений просто потеряет. Клиенту лучше сохранить свои деньги и получить с них доход, например, в виде процентов от вклада или возврата от более доходных инвестиций. Автомобиль же выгоднее купить в кредит. Тогда сумма переплаты за него будет в большой степени компенсирована суммой дохода от собственных накоплений, а эти накопления сохранятся. Главное – подобрать для себя комфортный платеж, чтобы он не тянул карман.
Можно еще много говорить о повышении доходности направления F&I, но первое, что необходимо реализовать на нашем рынке – стремление к 100% продаж в кредит по справедливой цене, что создаст благополучную и благодарную почву для роста объемов реализации, прибыли и укрепит сотрудничество с клиентами.
Академия РОАД является дочерним предприятием Ассоциации Российские Автодилеры (РОАД), в составе которой 58% официальных автодилеров РФ. Академия РОАД – компания с уникальными предложениями обучения и консалтинга в автомобильной отрасли. Мы предлагаем новые возможности для развития квалификации и навыков руководителей и сотрудников компаний дилерских центров.Посмотреть все записи автора Академия РОАД
• Это серьезная проблема…
Дело в том, что сейчас у одного из трех американцев есть автокредит. Мало того, что среднее американское домохозяйство имеет почти $29,000 автокредитов.
Американцы заняли так много денег, что объем индустрии автокредитов теперь равен $1.2 трлн. Что на 58% больше, чем в 2009 году.
Многие годы инвесторы игнорировали взрывной рост автокредитования. Но больше они ее игнорировать не смогут.
Потому что автомобильная промышленность трещит у нас глазах. Если это продолжится, у автопроизводителей и автокредиторов будут серьезные проблемы.
Но вы не можете игнорировать эту проблему только потому, что не владеете автомобильными акциями. Потому что у американцев не слишком много автокредитов…
• У них невероятно много долгов и точка…
Одна из важнейших причин тому – Федеральный Резерв.
С 2009 года ФРС держит свои ключевые процентные ставки у нуля.
Что сделало кредиты дешевле, чем когда-либо. Так что нет ничего удивительного в том, что американцы нагрузились долгами.
В первом квартале американские домохозяйства были должны $12.73 трлн. Это исторический рекорд и на 5% больше долгов, чем у было у американцев на пике прошлого жилищного пузыря.
Все это не было бы такой проблемой, если бы американская экономика была в порядке. Но она не в порядке.
Американская экономика восстанавливается самыми медленными темпами со времен Второй мировой войны. К тому средний работающий американец зарабатывает лишь на 16% больше, чем в 2009 году.
• У среднего американца сегодня больше долгов, чем он когда-нибудь сможет выплатить…
Высокий коэффициент означает, что у американцев много долгов по сравнению с доходом.Этот коэффициент растет с 2009 года. Сегодня он находится на исторически рекордном уровне.
Американцы сидят в более глубокой долговой яме, чем до краха интернет компаний или финансового кризиса 2008–2009 гг.
Вот почему меня беспокоит то, что я наблюдаю на рынке автокредитов.
Если американцы не могут обслуживать свои автокредиты, то они начнут отставать от графика платежей по жилищным, студенческим, потребительским и другим займам.
Иными словами, рынок автокредитов станет первым столпом долгового рынка, которому предстоит рухнуть. Но совершенно точно не последним.
Уже скоро рынки ипотеки, образовательных займов и потребительских кредитов также начнут разваливаться. В действительности все это уже вероятно началось.
• Американцы пропускают платежи по кредитам самыми быстрыми темпами за последнюю декаду…
Процент серьезно просроченных кредитов подскочил до 3.86% в первом квартале.
Что стало вторым подряд кварталом роста этой ключевой метрики. Такого не бывало с 2009-2010 гг.
И причина происходящего совсем не только в автокредитах. Темпы задержек платежей по кредитам выросли в 7 из 11 кредитных категорий, отслеживаемых Ассоциацией американских банкиров (American Bankers Association).
Хорошие новости в том, что уровни дефолтов все еще ниже своих исторических средних. Но долго они там не задержатся.
Недавнее исследование UBS Group обнаружило, что 17% американцев ожидают дефолта по кредиту в следующие 12 месяцев. По сравнению с 12% годом ранее.
•Многие крупные американские компании готовятся к тяжелым убыткам…
• Большинство инвесторов не понимают, в какой опасности они находятся…
Источник
По статистике, за первые восемь месяцев 2009 года продажи автотранспорта в России упали вдвое по сравнению с таким же периодом 2008 года, при этом в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей. Это против недавних 50–60%… Однако, похоже, ситуация вот-вот начнет выправляться.
200911250122_16
Центробанк снова снизил ставку рефинансирования. На ближайшее время она составит 10%. Пойдут ли вниз вслед за ней ставки по кредитам в коммерческих банках? Начнет ли оживляться рынок автокредитования? Ответы на эти вопросы интересуют как потенциальных автовладельцев, так и автопроизводителей и автодилеров.
Снижаются ставки
Время, конечно, покажет. Но сегодня банки реагируют на первые признаки стабилизации, выходя на рынок с новыми программами и смягчая условия действующих.
Крупные банки уже один за другим начали снижать ставки по кредитам. По мнению банкиров, угроза потери работы заемщиками снизилась, соответственно, уменьшился риск невозврата займов. Так, в «Банке Москвы» автокредиты подешевели на 4,7% годовых — до 20,3% в рублях и 15,3% в долларах и евро. В «Газпромбанке» ставки снижены на 0,5–2% — до 16–21% годовых в рублях и до 12–15% в долларах. В «Райффайзенбанке» автокредиты подешевели на 4,5% — их ставки теперь равны 18–23% в рублях, 14–17% в долларах и евро. До докризисных еще, конечно, далеко, особенно по рублевым кредитам, но радует тенденция… Снизили ставки в рублях по кредитам на покупку иномарок «Юникредит-Банк», «Сведбанк». В рамках совершенствования программ автокредитования предложил новые условия клиентам «Райффайзенбанк».
Интересные предложения
Банки снова заинтересованы в движении. В процесс стали опять включаться маркетологи. На рынке появилось много продуктов с нулевой ставкой. Некоторые банки уже уменьшили размер первоначального взноса. Так, сам «Сбербанк» снизил минимальный первоначальный взнос с 30 до 15%. Нововведение распространяется на все программы автокредитования банка. Глава «Сбербанка» Герман Греф заявил даже, что банк готов еще сильнее снизить первый взнос для тех, кто застраховал машину по системе каско.
200911250122_26
Стали расти сроки займов. К примеру, на днях с 3 до 4 лет увеличил максимальный срок предоставления заемных средств по стандартной программе «Банк Москвы». Не секрет, что увеличение срока кредитования влияет на сумму кредита и размер ежемесячных платежей. Значит, автокредит будет доступнее. А тех, кто хочет, но пока не может взять кредит, банки привлекают специальными вкладами. Они позволяют накопить на первоначальный взнос и одновременно получить кредит по льготной ставке. Например, ВТБ24 предлагает депозиты «Ипотечный накопительный» и «Ипотечный индекс», по окончании срока которых вкладчики могут получить кредит со скидкой на 1–3%. Все скидки будут применяться к ставке, действующей в банке на момент получения кредита.
Клиентам «ОТП-банка» и BSGV доступны специальные вклады со скидкой к автокредитам. В банке «Уралсиб» обещают снизить ставку по автокредиту на 1%, если вы открываете любой вклад на сумму свыше 100 тыс. рублей сроком не менее 3 месяцев.
Государственные льготы
Заработала и государственная программа по субсидированию процентной ставки. В сентябре банки выдали рекордное количество льготных кредитов — около 9000. По данным агентства «Автостат», в августе эта цифра достигала 7 тыс., а до этого оформлялось по 5,5–6 тыс. льготных автокредитов в месяц. При этом на начало октября Минпромторг зафиксировал около 71 тыс. заявок на такие кредиты, а одобрено было около 39 тыс. из них.
Большую роль здесь сыграло и расширение до 50 перечня моделей машин, которые можно приобрести по льготной программе. При этом размер первого взноса снизился до 15%, а максимальная стоимость приобретаемого автомобиля выросла до 600 тыс. руб. Кроме того, кредит стало возможно оформить на три года вне зависимости от даты получения вместо предполагаемого ранее срока погашения до 31 декабря 2011 года. Так, если летом подавляющее большинство автомобилей приходилось на продукцию АВТОВАЗа, то сейчас спросом у потребителей пользуются Ford Focus, Renault Logan, FIAT Albea, Chevrolet Niva и ряд других моделей. Естественно, спрос подстегнуло и расширение списка банков, участвующих в программе выдачи автокредитов по субсидированным государством ставкам. Сейчас льготные кредиты на авто выдают «Сбербанк», ВТБ, ВТБ24, «Альфа-Банк», «Банк Москвы», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Юникредит». Напомним, в соответствии с нынешними условиями программы действующая ставка банка-кредитора снижается на 2/3 ставки рефинансирования «Банка России» (сейчас 10%). Всего в 2009 году Минпром России рассчитывает выдать 120 тысяч автокредитов. По прогнозам «Автостата», если ФАС удастся еще расширить список банков-кредиторов (возможно, к программе смогут подключиться и банки с капиталом не менее 70 млрд. руб.) и устранить все нестыковки в программе, объем льготного автокредитования может вырасти и до 15–20 тыс. кредитов в месяц.
Регулятор планирует и дальше снижать ставку рефинансирования вслед за инфляцией. По мнению экспертов, снижение инфляции и ставок ЦБ и банков продлится, как минимум, до конца следующего года. В итоге ставки по кредитам будут превышать ставку рефинансирования на 3–5% годовых. Считайте!
Источник